Menu Home

5.1. Заключение

Ещё раз сформулируем отдельные положения, проходящие красной нитью через всё содержание сайта.

Современные системы кондиционирования воздуха в подавляющем большинстве являются автоматизированными. Различен уровень их автоматизации, который определяется содержанием реализуемого алгоритма управления и составом используемых технических средств. Может, например, быть автоматизированная СКВ, в которой выполняются операции пуска, останова и защиты оборудования от аварийных ситуаций, а также стабилизация температуры воздуха в обслуживаемом помещении в широких пределах. Подобная система реализуется на основе использования традиционных релейных схем и простых регуляторов температуры. А может быть автоматизированная СКВ, в которой, помимо перечисленных операций, осуществляется стабилизация переменных значений температуры и влажности воздуха в обслуживаемом помещении в узких пределах, а также выполняется сложная программа переключения режимов работы оборудования. Подобная система реализуется на основе использования, например, программируемых средств управления периодическими процессами и сложных регуляторов температуры и влажности воздуха с несколькими входами и пропорционально-интегральным законом регулирования.

Следует иметь в виду, что системы кондиционирования воздуха в условиях непрерывной работы в суточном или годовом цикле могут обеспечить цель и требования к функционированию (поддержание заданных параметров воздуха в обслуживаемом помещении), при условии необходимого качества (минимум расхода энергии) только в управляемых режимах работы. Управление этими режимами работы в большинстве случаев не может осуществляться вручную оператором.

Таким образом объясняется необходимость автоматизации систем кондиционирования воздуха. В свою очередь, необходимость правильного выбора уровня автоматизации предопределяет необходимость тщательного исследования автоматизированных управляемых СКВ. При этом в качестве автоматического управления системой кондиционирования воздуха следует рассматривать выполнение следующих задач:

— пуска, останова и защиты оборудования от аварийных ситуаций;

— стабилизации заданных выходных или промежуточных переменных состояния;

— выбора и переключения режимов работы оборудования, т. е. реализация принципа переменности структуры системы.

В книге неоднократно использовались слова «система в целом». Это является следствием непрерывных и намеренных попыток поставить понятие системы в целом на порядок выше понятия ее собственных элементов. При этом под системой в целом понимается множество связанных сложными связями и взаимодействующих элементов, представляющих собой не простое суммирование, а особое соединение, придающее всей системе в целом новые качества, отсутствующие у каждого из них.

В настоящей работе главным является подход к рассмотрению СКВ в целом, основанный на изучении ее свойств и особенностей как управляемой. Поэтому задача оптимизации управления системами кондиционирования воздуха формулируется для решения в двух направлениях: динамическая оптимизация — достижение целей управления и статическая оптимизация — достижение выбранного критерия эффективности.

По мнению автора и других специалистов, вопросы технико-экономической эффективности создания автоматизированных СКВ в настоящее время являются наименее изученными. Поэтому их исследование не нашло достойного отражения в рамках настоящей работы. Технико-экономические аспекты создания автоматизированных СКВ должны, по всей вероятности, базироваться на методах аналитического системного проектирования, решение подобной задачи может стать предметом отдельной большой работы.

По мнению автора, дальнейшие работы в области создания автоматизированных систем кондиционирования воздуха должны быть направлены:

— на разработку и исследование математических моделей управляемых систем кондиционирования воздуха различных типов, структур и классов;

— на исследование управляемости, наблюдаемости и устойчивости функционирования многозональных систем кондиционирования воздуха, а также систем с применением новых тепломассообменных аппаратов и устройств термодинамической обратной связи;

— на исследование возможностей целесообразного применения новых средств автоматического управления и вычислительной техники, а также возможностей расширения номенклатуры изделий элементов и агрегатов СКВ, производимых и поставляемых комплектно со средствами автоматического управления, имея в виду в первую очередь изготовление агрегатированных установок кондиционирования воздуха;

— на разработку и создание основ автоматизированного проектирования систем кондиционирования воздуха широкого круга типов и классов.

Categories: Глава 5. Заключение

airmastersant

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *